Итак, если вы приобрели надувную лодку и вас мучает вопрос какой мотор для лодки ПВХ лучше подойдет к вашему плав-средству, то я постараюсь вам в этом немного помочь. Сразу определимся, что для подобных лодок выпускаются производителями двух-тактные и четырех-тактные двигатели. Какие из них лучше подойдут для вашей лодки? Это зависит от того какие факторы для вас наиболее важны – минимальный вес мотора, цена, низкий расход топлива, удобство в использовании двигателя.
Какой выбрать: 4 или 2 тактный мотор?
Начнем с того, что четырех-тактный мотор для лодки отличается низким расходом топлива, примерно, на 25% меньше, чем у двух-тактного. Он менее зависим от веса груза и самой лодки, более стабилен на низких оборотах, в отличие от двух-тактного двигателя, и тише работает. Так же в его бак нет необходимости заливать масло-бензиновую смесь, а вполне подойдет чистый бензин. Из недостатков данного мотора можно отметить, значительный вес и объемы, а так же более высокую цену в сравнении с двух-тактными двигателями.
Двух-тактный мотор является менее габаритным и более легким, чем четырех-тактный аналогичной мощности. Так же, он более дешевый и имеет более высокую приемистость на небольшой лодке. Данный тип двигателя весьма удобен при транспортировке и после отработки всего топлива у него остается сухим карбюратор. К недостаткам двух-тактного мотора относятся – высокий расход топлива и низкие экологические показатели, что привело к запрету его использования в некоторых европейских странах, кроме России, разумеется.
Расход топлива
Теперь, давайте попробуем рассчитать сколько литров топлива расходует мотор для лодки ПВХ в час. Обращаю ваше внимание на то, что данный расчет зависит от следующих показателей: мощности двигателя, его технического состояния и конструкции. Поэтому для новых моторов данный показатель будет чуть ниже, чем мы сейчас рассчитаем. Для двух-тактных двигателей расход топлива будет определяться в соотношении 350 мл/час на 1 л.с. А для четырех-тактных – 250 мл/час на 1 л.с. Отсюда, к примеру, если мощность двух-тактного мотора равняется 5 л.с., то его расход будет равен 5 х 0,35 = 1,75 л/час.
Сокращения и термины
Хочу обратить, ваше внимание на некоторые сокращения и термины, которыми характеризуется лочные моторы.
Под длиной дейдвуда подразумевается, так называемая, «длина ноги» двигателя. И здесь надо учитывать то, что при правильно выбранном двигателе длина дейдвуда должна быть равна высоте транца лодки. В противном случае, винт двигателя будет хватать воздух, с возникновением кавитации, что в конечном итоге приведет к перегреву мотора и поломке клапанов. Отсюда, производителями, соответственно двигателей и лодок ПВХ определены следующие стандарты размеров транца и длины дейдвуда: 15″ (381 мм), 20″ (508 мм), 30″ (732 мм).
Так же, лодочный мотор имеет центробежную муфту сцепления, действующую по аналогу с автоматической коробкой передач автомобильного двигателя. Как только, частота вращения двигателя достигнет некоторого порогового значения, муфта автоматически переключит его с холостого хода на рабочий и винт начнет вращаться. Соответственно, чтобы остановить вращения гребного винта лодки вполне достаточно просто снизить частоту вращения двигателя до данного порогового значения.
Абвиатура F-N-R означает, что данный мотор имеет следующие передачи: вперед, нейтраль и реверс.
Число 360 грд означает, что для разворота лодки достаточно просто развернуть румпель на 180 грд без переключения передачи.
Функция «Power Trim (PT)» мотора для лодки пвх позволяет нажатием одной кнопки плавно регулировать угол наклона двигателя для установки наилучшего дифферента лодки. Термином «Tilt» обозначается откидывание мотора из воды, а термин «Trim» – калибровка угла наклона двигателя.
Кроме того, мотор для лодки ПВХ имеет функцию «Gas Assist Tilt», то есть двигатель имеет газовый компенсатор, действующий как поршень в цилиндре. Это особенно важно для тяжелых по весу двигателей, когда в вертикальном положении двигателя газ сжат, то после его откидывания происходит расширение газа, что помогает поднять мотор.
Термин «High Thrust» означает, что перед нами мотор повышенной мощности. Обычно эта функция присутствует у четырех-тактных двигателей. Интересно, что она обеспечивает абсолютное тяговое усилие как при движении лодки вперед, так и при ее реверсе, что обеспечивает хорошую маневринность при перемещении против течения. Есть еще одно преимущество использования данной функции – мощная система зарядки аккумулятора, позволяющая подзаряжать аккумулятор даже во время длительного движения лодки с работой двигателя на низких оборотах.