Сегодня в специализированных магазинах можно увидеть десятки моделей лодочных моторов от разных производителей, поэтому определиться с выбором бывает не просто. Но в любом случае сначала необходимо рассмотреть основные характеристики двигателей и прикинуть, какой мотор лучше всего подойдёт для вашей лодки.
Лодочные моторы различаются по:
- Мощности на выходе с винта.
- Тактности (двухтактные, четырехтактные).
- Способе управления (румпель или дистанция).
- Длине ноги (дэйдвуд).
- Мощность мотора – тяговое усилие, создаваемое в ходе работы, измеряется в л.с..
Тактность (двух или четырёхтактные) – принцип работы системы цилиндра.
Длина ноги (дэйдвуд) – от этого зависит глубина погружения винта в воду на определенную глубину.
Подвесные лодочные моторы делятся на две основные группы:
- двухтактные
- четырёхтактные
Модели обеих категорий имеют как достоинства, так и недостатки, так что при выборе следует ориентироваться на особенности будущей области применения мотора и, естественно, размер доступного бюджета.
Двухтактные лодочные моторы, как правило, обладают хорошей удельной мощностью и более низкой ценой, чем четырёхтактные двигатели, однако они «съедают» больше топлива. Для большинства случаев двухтактного мотора будет вполне достаточно.
Четырёхтактные лодочные моторы стоят немного дороже, да и весят больше, но зато они более экономичны в плане затрат на топливо, работают максимально тихо, создают минимум вибраций.
Содержание:
Как выбрать лодочный мотор?
Для того, чтоб сделать правильный выбор лодочного мотора из всех известных моделей, необходимо определить, для какого типа судна он предназначается. А также – тип водоема, в котором планируется его эксплуатация. Это связано с тем, что длина дейдвуда, или «ноги» мотора определяется в зависимости от типа, размера и глубины посадки плавательного средства.
Мотор для резиновой лодки
1. Если предстоит приобрести мотор для резиновой лодки, то разумным выбором в соотношении цена/качество станет двухтактный двигатель Mercury производства США.
Это отличная бюджетная модель для рыболова-любителя, выбирающегося на рыбалку по выходным. Мощность и надежность этого лодочного мотора позволит совершать небольшие путешествия по рекам и озерам без оглядки на течение. Грамотная эксплуатация и надлежащий уход – гарантия того, что этот двигатель прослужит достаточно длительное время без ремонта.
Мотор для мало- и среднеразмерной легкой лодки
2. Для малоразмерной или среднеразмерной легкой лодки, предназначенной для частых и дальних поездок, лучше всего приобретать более мощный двухтактный двигатель – оптимальный вариант – 15 л.с. Согласно многочисленным отзывам знатоков, подвесной двухцилиндровый мотор YAMAHA 15FMHS лучше всего отвечает поставленным задачам.
Двигатель Ямаха выгодно отличается особым запасом живучести мотора. По отзывам, даже после пребывания в воде из-за случайного затопления лодки просушенный и почищенный должным образом мотор прослужит еще очень долго.
Мотор для большой лодки
3. Если мотор предназначается на прогулочный вариант плавательного средства, рассчитанный на дальние переходы с большой нагрузкой, то лучше всего снова выбрать японского производителя – двухтактный YAMAHA 30HWCS.
Высокое качество исходных материалов и сборки выгодно отличает двигатели Ямаха от остальных моделей с такими же техническими характеристиками. Вложенные в покупку двигателя средства окупятся безупречной работой без специального обслуживания в течение нескольких сезонов.
Что делать, если лодочный мотор упал в воду? По каким параметрам лодочные моторы различаются, какой мощности бывают? Об этом и много другом смотрите в данном видео!
Устройство лодочного мотора
- Ручка румпеля (должна быть прочной и с хорошим теснением резиновой поверхности);
- Регулятор силы трения (должен крепко затягиваться);
- Кнопка STOP и чека безопасности;
- Кронштейны (должны обеспечивать надёжное и удобное крепление мотора);
- Болты струбцины;
- Ручка для переноса;
- Крышка и воздушный винт топливного бака;
- Рычаг переключения передач;
- Датчик уровня масла (количество масла в подвесных лодочных моторах относительно небольшое, а при неправильном положении движка оно может ещё и вытечь, поэтому необходимо периодически проверять его уровень);
- Топливный кран (маркировка включения/выключения должна быть чёткой; перед открытием краника открывайте воздушный винт топливного бака, чтобы не залило карбюратор);
- Механизм наклона;
- Топливный фильтр (находится внутри топливного бака).
Лодочный мотор какой фирмы выбрать?
Двигатели для малых плавательных средств выпускаются несколькими мировыми брендами.
В России электрические моторы для лодок на сегодняшний день являются большой редкостью. Поэтому рассмотрим линейку наиболее популярных моделей лодочных моторов, работающих на топливе:
YAMAHA MOTOR
Крупнейшая среди мировых фирм, занимающихся выпуском лодочных моторов подвесного типа. Японский производитель снискал себе безупречную репутацию. Качество, надежность, отличные технические характеристики двигателей этой фирмы вне конкуренции. Линейка модельного ряда представлена семью основными типами выпускаемых двигателей. Помимо этого, заводы корпорации, располагающиеся исключительно на территории Японии, выпускают лодочные моторы свыше двухсот модификаций.
Российскому потребителю наиболее известны двигатели Yamaha четырех основных серий:
- Hi-Tec с раздельной подачей масла и топлива, мощность – 2-300 л.с.;
- 2Original – простотой и надежный, мощность – 20-200 л.с.;
- Four Stroke – четырехтактные двигатели мощностью 2,5 – 250 л.с.;
- Enduro – моторы, предназначенные для эксплуатации при повышенных нагрузках.
HONDA
Моторы этого производителя отличаются соответствием самым высоким требованиям по охране окружающей среды. Для них характерна бесшумная работа при любой скорости. Экономны, благодаря низкому потреблению топлива и отсутствием нерациональных потерь. Обеспечены системой безопасности, сигнализирующей о давлении масла, перегреве, и прочих критических ситуациях. Четырехтактные моторы Хонда потребляют меньше топлива, чем двухтактные, в два раза. На сегодняшний день двигатели этой фирмы в России считаются самыми дешевыми среди двигателей подобного типа.
SUZUKI
Двигатели Сузуки – двух- и четырехтактные – отличаются исключительным качеством. Моторы производятся в Японии, так же, как и исходные материалы и комплектующие. Только несколько моделей – DT2.2, DF4,5,6 – собираются на новом дочернем сборочном предприятии SUZUKI в Таиланде методом отверточной сборки из исходных составляющих, поставляемых из Японии.
TOHATSU
Эта японская фирма в последние годы является самым надежным поставщиком подвесных моторов для лодок, работающих на топливе. Каждый двигатель, перед тем как поступить на торговый рынок, подвергается на заводе специальному тестированию. Моторы Тохацу воплощают в себе удачное сочетание компактности, небольшого веса и высокой мощности.
MERCURY
Фирма, расположенная в США, производит двигатели для лодок с очень широким диапазоном мощности – от 2,5 до 275 л.с. Лодочные двигатели Меркурий отличаются надежностью, компактностью, экономичностью, динамичностью и комфортной эксплуатацией. Продукция рассчитана на самого взыскательного покупателя, как среди любителей, так и профессионалов. Выпускаются моторы двух типов – двух- и четырехтактные.
Для двухтактных характерно идеальное соотношение вес/мощность. В последних моделях MERCURY четырехтактного типа установлена инновационная система электронного впрыскивания топлива.
Этот производитель имеет на территории России развитую сеть технического обслуживания.
Экспуатация лодочного мотора
Обкатка лодочного мотора
Несоблюдение порядка обкатки двигателя может привести к серьезным повреждениям. Период обкатки может определяться или временем, или пробегом, выраженным в литрах. И то, и другое требует внимания и ведения определенных записей. Контроль времени на наш взгляд более удобен для четырехтактных лодочных моторов, а количество израсходованных литров для двухтактников. Это связано с тем, что обкатка четырехтактной техники осуществляется на чистом бензине, а двухтактной – на обогащенной маслом топливной смеси. На обкатку 4-х тактного мотора понадобится порядка 10 часов, притом, что на протяжении первого часа работы ни в коем случае нельзя раскручивать мотор больше 2000 об/мин. либо открывать дроссельную заслонку больше, чем на половину. На протяжении второго часа можно разгонять мотор до 3000 об/мин. либо открывать дроссельную заслонку на 2/3, периодически, на короткое время открывая ее до конца. Дальнейшие 8 часов можно эксплуатировать мотор, избегая продолжительной езды с полностью открытой дроссельной заслонкой.
Обкатка двухтактного мотора потребует примерно столько же времени, практически в тех же режимах, избегая долгой работы на непрерывной скорости и с полностью открытой дроссельной заслонкой на протяжении долгого периода времени. Особенно важна щадящая работа мотора в течение первого часа работы. Нужно помнить, что для обкатки 2-х тактного мотора требуется топливная смесь с большим содержанием масла. Причем двигатели с предварительным смешиванием потребуют смеси в пропорции 25:1 (4%) для заправки первого бака (порядка 10 литров для моторов до 15 л.с. и 25 литров для более сильных моторов). Двухтактные двигатели с впрыском масла и мощностью до 75 л.с. требуют добавления масла в топливную смесь в пропорции 50:1 (2%) в объеме первого бака для того, чтобы в сочетании с маслом из системы впрыска, обеспечить правильную смазку на время обкатки двигателя. Двухтактные моторы с впрыском масла мощностью от 75 л.с. требуют на период обкатки для первых 100 литров топлива использовать топливно-масляную смесь в соотношении 50:1 (2% масла). Еще раз напомним, что первый час работы требует особого пристального внимания к режимам эксплуатации и не должен превышать 2500-3000 об/мин. либо ½ открытия дроссельной заслонки.
Фиксация двигателя
От установки мотора на транец лодки зависит, как он будет вести себя в различных условиях. При слишком высокой посадке двигатель может захватывать лопастями воздух, при слишком низком расположении возрастает сопротивление движению лодки. Установку производят на транец струбцинами, но при этом все равно есть свободный ход – мотор можно опускать и поднимать. Жесткая фиксация приводит к тому, что при наезде на препятствие двигатель можно повредить. Поэтому установку производят так, чтобы при наезде на препятствие двигатель мог опрокидываться.
Уровни наклона двигателя
Лодочный мотор должен крепиться на транце обязательно по центру, а зажимы при этом завернуты до упора. Важно правильно выбрать угол наклона мотора, его неправильная установка повышает сопротивление движению и снижает мощность. Угол наклона проверяют на скорости, соответствующей среднему значению. При этом учитывается дифферент лодки (наклон относительно поверхности воды). Правильным считается дифферент, если в состоянии неподвижности плавучего средства нос будет поднят на 3–5 градусов. Высоко задранный нос может привести к опрокидыванию лодки,низкий угол повышает нагрузку на мотор, теряется управляемость.
Ошибки при эксплуатации лодочного мотора
- Ключ аварийного отключения зажигания, забыл вставить. Очень часто возникающая ситуация. Правда бывает, что при покупке лодочного мотора в магазине вам его не до конца укомплектовали не положили этот самый ключ. Не забываем читать инструкцию и проверять комплектность при покупке мотора.
- Воздушный вентиль топливного бака, забыл открыть. При таком раскладе вы заведете мотор, он немного поработает и благополучно заглохнет. Часто человек перероет и передумает все, кроме этого вентиля. Иногда бывает, что забыли открыть топливный бак. Аналогичная ситуация.
- Не закрутили корончатую гайку при замене гребного винта. Немного странно видеть эту забывчивость на таком высоком, популярном месте. Приходит в голову мысль, что для некоторых людей гребной винт это совсем уж расходный материал.
- Не прогрел мотор, забыл. Точнее тут лучше сказать не забыл, а не до того. Рыба/дичь, уплывет, уйдет. Надо срочно быть воооон там. Только вот ресурс вашего лодочного мотора очень сильно страдает от таких “забыл” и “некогда”. Не рекомендуется и глушить мотор сразу после длительной работы на высоких оборотах.
- Двухтактный мотор, не добавил масло бензин, забыл. Мотора конечно поработает некоторое время. И если вы во время не заметите изменения в его работе, то он заклинит и ремонт из-за “забыл” встанет совсем в “недешево”.
- Не затянул струбцину при установке мотора на транец, забыл. Вот этого забывать ни в коем случае нельзя, как и про страховочный трос от мотора к транцу лодки.
- Система охлаждения, забыл проверить. При пуске мотора не посмотрели на контрольную струю системы охлаждения. Или после преодоления участка с большой растительностью, впускное отверстие могло забиться. На лодочных моторах малой мощности зачастую нет сигнализации о перегреве. Обязательно следите за системой охлаждения.
- Не сбросил газ перед сменой передачи, забыл. Частая ошибка начинающих при маневрировании. Может вывести из строя редуктор.
- Будьте внимательны и следите за работой вашего лодочного мотора. Это сбережет вам нервы и продлит срок его службы. Помните, все зависит в большинстве своем от вас.
Очень информативная статья. Узнал много полезного, как раз подбираю лодочный мотор к своей надувной BARK 330S. Буду покупать Ямаху или Хонду. Планирую ловить троллингом летом. Пока нерест не ловлю с лодки, ех скорее бы уже на рыбалку…)