Механизм катушки вращается тысячи раз, подвергается нагрузкам и сматывает сотни километров лески. От его исправности зависит результат рыбалки.
Механизм катушки состоит из множества элементов, находящихся в движении, трущихся друг о друга и часто подвергающихся локальному перегреву, поэтому могут возникнуть неисправности. Чтобы улучшить работу катушки на месте (если нет запасной), на длительную рыбалку нужно взять необходимые инструменты:
- Отвертку с крестообразным и плоским шлицем, подходящую к винтам и шурупам, плоскогубцы.
- Смазку для катушек и масло.
- Экстракционный бензин или керосин.
- Запасную шпулю.
- Пригодится обычная кисточка, которая поможет очистить катушку, а также схема устройства катушки.
Если нет подходящих условий, мешает погода или рыболову не хватает умения для «реанимации» катушки на месте, надо как можно быстрее отдать катушку в мастерскую. До этого ее нужнотщательно просушить. Ее нельзя хранить в герметичной упаковке например в полиэтиленовом пакете, из катушки должна испариться влага.
Содержание:
Самые чувствительные места
Только некоторые катушки защищены от попадания воды, то есть имеют водонепроницаемый корпус. Чаще всего герметичный кожух защищает многодисковый тормоз, но это касается катушек из средней ценовой категории. Однако упасть в воду может любая катушка, независимо от ее стоимости. Поэтому рыболов должен знать, какие места в катушке прежде всего подвержены повреждениям. Эти сведения помогут защитить катушку или отремонтировать ее.
Самые чувствительные места катушки:
- тормоз (независимо от расположения: верхнего или нижнего);
- подшипник в ролике лескоукладывателя;
- подшипник, удерживающий ручку в корпусе;
- зубчатые поверхности передачи;
- ось, удерживающая шпулю (подвержена искривлениям);
- пружина лескоукладывателя.
Эти места механизма передачи нужно обязательно смазать после попадания катушки в воду. На фотографии выше отмечены:
1. подшипник;
2. ведущая шестеренка передачи (зубцы не видны);
3. червячная шестеренка, отвечающая за вращение ротора;
4. шестеренка, отвечающая за плоское движение шпули.
Чтобы добраться до четвертой шестеренки, нужно острым инструментом сделать пометки на шестеренках 2 и 3 – только тогда можно разделить шестеренки, не забывая о том, что их нужно совместить при сборке передачи. Следует обратить внимание на разную длину винтов, крепящих кожух корпуса, чтобы их не перепутать.
Кратковременный и поверхностный контакт
Следует беречь катушку от проливного дождя, особенно механизм тормоза. После окончания рыбалки нужно разобрать тормоз, извлечь диски и высушить, например бумажным полотенцем.
Для профилактического обслуживания нужно сделать следующее: силиконовые диски тщательно протереть хлопковой тряпочкой для удаления налета от испарившейся воды, диски из твердых материалов (например, фибры) после просушки промыть в чистой воде, фетровые диски промыть в чистой воде и тщательно просушить.
Нужно снять ролик лескоукладывателя, чтобы проверить наличие смазки и добавить ее в случае необходимости. Остальные механизмы катушки трогать не нужно.
Кратковременный и полный контакт
При полном погружении катушки вода попадает на все элементы. В этом случае нужно прервать рыбалку и привести в движение передачу. Если вода в водоеме прозрачная, достаточно как можно быстрее просушить катушку и после этого продолжить рыбалку.
Чтобы просушить катушку, нужно снять шпулю, ручку, ослабить винты, крепящие корпус, выполнить энергичные круговые движения, держа катушку в вытянутой руке, чтобы центробежная сила переместила воду ближе к щели в корпусе (можно использовать энергичные встряхивания), повесить катушку на ветру или положить на солнечное место, например, на полчаса.
Тормоз нужно разобрать, а если обнаружится, что в него попала вода, нужно действовать так, как уже было описано. Если в катушку попала вода, мутная от минеральных примесей, перед просушкой ее нужно промыть, чтобы удалить минеральные частицы, которые увеличат трение в механизме катушки. Для этой цели используют питьевую воду – это может быть минеральная или дистиллированная вода (ее можно купить на заправке). Нужно тщательно очистить тормоз (об этом читайте ниже).
Длительное погружение, попадание ила
Если катушка пролежала в воде несколько часов, на дне, внутрь нее вместе с водой попал ил, то есть частицы минеральных отложений. Их физико-химические свойства различаются в зависимости от водоема. Особенно это касается водохранилищ. Ил может ускорить процесс коррозии. На некоторых элементах катушки появляется минеральный налет. Тормоз становится неисправным, а на подшипниках и внутри них может появиться ржавчина. Если смазка в катушке израсходована или плохого качества, вода вымоет большую его часть.
Вот что нужно делать с такой катушкой:
- отсоединить ее от удилища и промыть в прозрачной воде, лучше всего в проточной;
- снять шпулю;
- снять ручку и промыть в экстракционном бензине держатель ручки и его ось;
- снять лескоукладыватель и ролик, промыть в экстракционном бензине и просушить, затем смазать или прокапать маслом все части и гнезда (см. фото);
- отвинтить гайку, крепящую ось к ротору;
- вывинтить винты, крепящие корпус;
- снять кожухи корпуса и при необходимости переключатели;
- острым инструментом сделать насечки на шестеренках, чтобы точно отметить их положение по отношению друг к другу; позже это поможет правильно собрать передачу. Если этого не сделать, передача будет быстро повреждена после сборки в «новом» положении;
- снять внутренний механизм;
- промыть в экстракционном бензине;
- стоит дополнительно промыть его керосином;
- высушить;
- аккуратно собрать;
- все подвижные элементы смазать смазкой для катушки или передачи;
- подшипники или втулки смазать маслом;
- еще раз проверить правильность сборки передачи и, держа катушку в горизонтальном положении, медленно вращать передачу, чтобы проверить ее работу;
- надеть кожух корпуса;
- разобрать тормоз в шпуле;
- гнездо тормоза в шпуле промыть в экстракционном бензине;
- фетровые и фибровые диски промыть в экстракционном бензине; стоит дополнительно промыть их керосином;
- после просушки гнезда и дисков установить их в гнездо, фетровые и фибровые диски прокапать маслом, затем собрать тормоз;
- перед использованием катушки на водоеме нужно осторожно проверить ее работу и при необходимости устранить неисправности.
Читайте также: