Живцовая удочка или спиннинг? Если речь идет об осенней ловле хищника, то, пожалуй, свой выбор мы с супругой уже сделали. Мы – рыболовы универсалы, можем использовать как спиннинги, так и живцовые удочки, причем в течении одной рыбалки. При этом в последние годы к спиннинговой ловле мы возвращаемся все реже, почти полностью посвящая осенние рыбалки охоте на хищника с живцовыми снастями. Чаще ловим щуку и окуня на пойменных озерах поплавочными удочками, реже выбираемся с фидерами на Волгу – на ночную охоту на судака.
Знаю, что многие рыболовы, считающие себя профессионалами спиннинга, с некоторым пренебрежением относятся к приверженцам живцовой ловли. По их мнению, чтобы обмануть хитрого и осторожного хищника, заставив его клюнуть на безжизненный кусок пластмассы, резины или сверкающую лужеными боками железяку, требуется гораздо больше мастерства и умения, нежели когда рыболов предлагает рыбе бойкого и ничем не подозрительного живца. Ни в коем случае не умаляя мастерства спиннингистов и даже где-то почтительно снимая перед ними шляпу все же скажу, что и живцовая ловля не так проста и примитивна, как кажется на первый взгляд. Именно она может дать наиболее полные и ценные сведения о водоемах и повадках их обитателей. Они будут очень полезны любому рыболову, в том числе и спиннингисту.
Содержание:
Снасть – отражение характера
Прежде, чем говорить о том, какие же преимущества дает живцовая ловля при освоении нового или подробном изучении уже известного водоема, давайте немного порассуждаем, почему рыболовы выбирают именно живцовую удочку вместо спиннинга и почему наоборот. Мне кажется, что дело в подходе к самому процессу рыбалки и нацеленности на результат.
Для многих спиннингистов гораздо важнее сам факт свершившейся поклевки, когда после многочасового облавливания привлекательных для рыбы мест все же удается вывести из себя затаившегося в засаде хищника, и он решительно захлопывает зубастую пасть на проплывающей мимо приманке. Яростная борьба и сопротивление подсеченного трофея -кульминационное действие, к которому готовился спиннингист, проходя километры по заросшему берегу реки или наматывая многократно большие расстояния на моторной лодке. Даже если результативная поклевка за день случится всего одна, спиннингист с чистой совестью может считать рыбалку удавшейся, потому что все-таки смог подобрать ключик к пассивному хищнику. Постоянный поиск, подбор нужной приманки и правильной проводки – вот основная стезя спиннингистов.
Живцовая ловля, конечно же, если говорить о спортивной составляющей, уступает спиннингу. Ее выбирают те, кто любит созерцательную, неторопливую рыбалку, когда не нужно постоянно менять места ловли, перемещаться на большие расстояния и тщательно выбирать приманку, наиболее подходящую под конкретные условия. А так как в живцовой ловле отсутствует необходимость постоянного подбора и правильной анимации приманок, которая гак привлекает и увлекает спиннингиста, «живцовики» больше нацелены на результат, а не на процесс.
Скажем проще: какой спиннингист сможет весь день ловить только на одну приманку, не меняя ее? А вот приверженец ловли на живца сможет спокойно рыбачить, имея в канне два десятка плотвичек или карасиков. При этом его очень редко гложут сомнения, что причина бесклевья неправильно подобранная «приманка». Такое тоже бывает, но относительно нечасто.
Еще один важный момент, который влияет на выбор между спиннингом и живцовой удочкой – это относительная доступность последней по цене. Для многих рыболовов он просто решающий. Конечно, спиннингист сможет поймать рыбу, имел один-единственный спиннинг, бюджетную катушку и десяток-другой приманок китайского производства. Но едва ли с таким минимальным комплектом он будет готов к любым условиям ловли,я уже не говорю об эстетике рыбалки и удовольствии от процесса.
А вот комплект живцовых снастей обойдется на порядок дешевле, чем минимальный спиннинговый. Поплавочную удочку, собранную с необходимым запасом прочности, дополнят лишь малявочница для ловли живца и канна для его сохранения. И при таком оснащении приверженец живцовой рыбалки редко уступает в результативности ловли среднестатистическому спиннингисту!
Разведка боем
Мы с супругой предпочитаем рыбалку с берега. За осенним хищником обычно охотимся без лодки, выбирая многочисленные пойменные озера ниже Волгограда по правому берегу Волги вплоть до границ с Астраханской областью и ниже. Там много озер и ериков, которые различаются между собой размером, глубиной, характером берегов и дна, прозрачностью воды и, конечно же, составом ихтиофауны. И если перечисленные вначале факторы остаются более-менее постоянными из года в год, то вот последний -состав рыбьего населения – может меняться довольно сильно. Зависит это, главным образом, от успешности нереста в предыдущие годы, от того, сколько рыбы зашло в водоем в начале весеннего паводка и сколько скатилось потом обратно в Волгу вместе с отступающей водой. Нельзя сбрасывать со счетов активность рыболовов-любителей и вездесущих браконьеров. Поэтому, если в прошлом году на каком-то озере по осени наблюдался хороший клев мерного окуня или влетали достойного размера щуки, то не факт, что в нынешнем картина будет такой же.
Когда с наступлением осени мы переключаемся с фидерной волжской рыбалки на живцовую поплавочную ловлю, мы не знаем точно, какая рыба и на каком пойменном озере ловится лучше всего. Но уже одна-две рыбалки на каждом из них позволяет составить более-менее понятную картину.
Мы не мечемся от озера к озеру, потому как выделили для себя пяток водоемов, которые стабильно работают по хищнику из года в год. Посетив их хотя бы раз, мы уже знаем, что в Щучьей луже (здесь и далее местные названия безымянных пойменных озер) окунь с прошлого года измельчал, редко попадаются экземпляры больше указательного пальца, а щуки нет и в помине. Напротив, в Турбазовской ямке окунь значительно подрос, но со щукой по-прежнему туго. Приличного размера пятнистые хищницы попадаются на Грязном, правда, поклевки редкие, а вот в Гутарихе щуки много, но она мелкая, редко клюют экземпляры весом больше 500 г.
Первые данные разведки на последующих осенних рыбалках могут быть опровергнуты, но чаще всего они подтверждаются. Кстати, благодаря им мы можем заранее определить места рыбалок, которые следует в первую очередь посетить после становления льда.
Конечно, спиннингист тоже может составить для себя понимание, какой рыбой и ка кого размера богато то или иное озеро. Но для этого ему, опять же, нужно сначала подобрать правильную приманку и привлекательную проводку, а это не всегда дело одной рыбалки. А вот у любителей ловли на живца приманка всегда самая правильная!
Эффект разбежавшегося торта
Опытный спиннингист всегда способен на глаз определить возможные стоянки хищника. На наших пойменных озерах это торчащие из воды коряжки и склоненные к воде ветви прибрежных деревьев, стены камыша, границы чистой воды и еще не до конца опавших на дно растений. Конечно, те же самые места в первую очередь облавливают и с живцом. Наблюдая на наших озерах и тех, и других охотников за хищником, могу с полной ответственностью заявить, что облавливание «секретных» стоянок хищников на живца получается гораздо результативнее.
Есть у наших пойменных озер одна особенность, которую не всегда учитывают спиннингисты. Дело в том, что по осени в озерах скапливается очень много подросшего малька белой рыбы, и той же щуке, чтобы быть сытой, достаточно просто выплыть поутру из своего укры тля и широко зевнуть зубастой пастью. Однако, несмотря на такое обилие потенциальной пищи, аппетит у озерных хищников в погожие дни бывает хороший.
Как-то мой товарищ, которому я передавал азы живцовой ловли, спросил, глядя на обилие малька в месте ловли:
– Вон сколько кормовой рыбы вокруг наших поплавков плавает! Почему ты думаешь, что щука схватит именно нашего живца на крючке?
На этот вопрос я решил ответить товарищу отвлеченным примером:
– Представь, что ты очень голоден, и заходишь в кухню, чтобы перекусить. на столе тебя ждет шикарный торт, но как только ты протягиваешь руку, все кусочки разбегаются в разные стороны. Остается только один кусок, который почему-то не смог убежать. Конечно, ты уже не сможешь съесть весь разбежавшийся торт, но что тебе мешает утолить голод именно этим кусочком?..
Товарищ понял приведенную в пример метафору. В ту рыбалку мы поймали с ним на двоих три приличные щуки – сработала не только преподанная теория, но и практика!
В описанных условиях наших пойменных озер у рыболова с живцом гораздо больше шансов соблазнить хищника, чем у спиннингиста. Допустим, на определенном участке водоема постоянно наблюдаются всплески жирующего хищника. Рыболов забрасывает туда поплавочную снасть с живцом. Иногда в азарте хищник топит поплавок сразу. Но гораздо чаще ему нужно от пяти минут до получаса, чтобы «подумать». Если проявить терпение, не перезабрасывать снасть и не шуметь на берегу, поклевка произойдет обязательно!
А вот как действовали в похожих ситуациях спиннингисты. Приметив место, где всплескивал хищник, они подходили и начинали бомбардировать его приманками. Уже при первых забросах и проводках разбегался весь малек, а хищник затаивался и долго не показывал своего присутствия даже после ухода незадачливого спиннингиста.
Время клева и другие наблюдения
Давно известно, что даже в самое результативное время осеннего жора щука бывает активна не весь день -обычно вспышки ее клева сменяются периодами относительного затишья. В такой ситуации задача рыболова оказаться в нужное время в нужном месте, и шансов на это, опять же, с живцом гораздо больше, чем со спиннингом.
Пару лет назад, регулярно посещая небольшое озерцо, которое местные жители прозвали Турбазовской ямкой (на его берегу когда-то располагалась турбаза), мы в течение дня насчитывали не менее четырех пиков активности щуки. Первый случался еще до восхода солнца, правда, брали в основном некрупные хищницы. Между 10 и 11 часами утра на охоту выходили среднего размера щуки весом до 1 кг. После этого часа на два в клеве было полное затишье, но зато в промежутке времени с 13:00 до 13:30 можно было рассчитывать на поклевки самых крупных хищниц. Обычно после этою рыбалку мы прекращали, хотя и знали, что, если остаться до вечера, можно застать еще одну, предзакатную волну клева. Правда, в это время охотятся только самые мелкие карандаши, которых приходится отпускать. Такая картина наблюдалась в течение нескольких рыбалок подряд -местные пятнистые хищницы строго придерживались своего пищевого расписания.
Чем глубже в осень, тем меньше выходов в течение дня предпринимает щука, чтобы поохотиться. Прошлой осенью в конце октября – начале ноября на более-менее больших озерах – Грязном и Гутарихе – наблюдался всего лишь один щучий выход, происходивший между 11 и 13 часами дня. С утра мы ловили живца, подгадывая время гак, чтобы приехать на водоем и забросить снасти именно в этот промежуток времени.
За пару часов могло произойти от одной до трех результативных поклевок, далее наступала полная тишина. Но зато хищницы попадались достойного размера.
Зная время и место щучьего клева, мы могли просто забросить живцовые снасти и ждать поклевки, будучи уверенными, что живец придется голодной щуке по вкусу. А вот рыболов-спиннингист мог бы просто не угадать с приманкой, либо, не сумев точно определить время щучьего выхода, передвигаться от водоема к водоему именно тогда, когда нужно быть во всеоружии.
Кроме определения видового состава и размера рыб в водоеме, мест дислокации хищника и времени наиболее активного клева, ловля на живца позволяет сделать и другие интересные наблюдения.
Так, пару лет назад мы с супругой рыбачили на одном степном пруду и заметили, что щучья активность там напрямую зависит от характера освещения. Вода в водоеме была очень чистой, и рано утром, пока солнце поднималось над горизонтом, щука брала довольно смело. Но когда лучи поднявшегося светила пронзали толщу воды буквально до дна, водоем словно вымирал. Все менялось, когда на солнце находило большое облако, и снова становилось сумрачно. Именно в эти моменты в течение дня происходили все щучьи поклевки.
Живец живцу рознь
Так же, как и рыболову-спиннингисту, приверженцу ловли на живца зачастую приходится тщательно подбирать приманку, потому как на разных водоемах предпочтения щуки могут отличаться. Самыми универсальными, по нашему опыту, являются уклейка и плотвичка, которые работают практически на каждом водоеме. Бывают и исключения.
К примеру, в Гутарихе в последнее время расплодилось очень много мелкой густеры, которая из-за своей многочисленности и высокой пищевой конкуренции редко дорастает даже до полуладошечного размера. Местная щука так привыкла к этому корму, что берег на него гораздо лучше, чем на любого другого живца.
А вот в соседней Турбазовской ямке, где много мелкого окуня, щука просто сходит с ума от него. Причем это далеко не преувеличение! Мелких окуней в качестве живцов мы используем крайне редко, но в тот раз с наживкой была проблема, и мы были вынуждены насадить на крючок окунька с мизинец, пойманного здесь же. На единственного живца в течение получаса было поймано сразу несколько среднего размера щук, причем пятнистые хищницы продолжали брать окунька, даже когда порезанная зубами рыбешка уже не подавала признаков жизни, пока вовсе не сорвали ее с крючка…
Не раз бывало, что мы с супругой живцовыми поплавочными удочками облавливали спиннингистов. Примечательна в этом плане сентябрьская рыбалка, состоявшаяся пару лет назад на одном крупном пойменном озере. Утро было потрачено на добычу живца, который почему-то не шел в малявочницу, поэтому на месте ловли мы оказались только в начале одиннадцатого утра. Одновременно с нами на озеро приехала компания спиннингистов, состоявшая из пяти человек, которые, собрав снасти, разошлись в разные стороны.
Поплавки наших удочек стали тонуть, едва мы сделали первые забросы. Щука в тот день просто жировала. Казалось, она только ждала момента, когда мы предложим ей живца. Следующий час прошел в какой-то лихорадке: не обращая внимания на то, что творится вокруг, мы вываживали и принимали в подсачек пятнистых хищниц, насаживали новых живцов, снова забрасывали, и тут же следовала очередная поклевка. Когда через час в нашем ведерке иссяк скудный запас живцов, на кукане плавало 13 щук. И только тут мы заметили, что все пять спиннингистов Окружили нас с двух сторон, и хлещут воду различными приманка
ми, забрасывая их прямо к нашим поплавкам. При этом за все время рыбалки только один из них сумел обрыбиться небольшой щучкой…
Был и прямо противоположный случай, когда я рыбачил на небольшом пойменном озере, укрытом от посторонних глаз густой порослью деревьев. В качестве живцов у меня были мелкие окуни, но щука брала плохо. В какой-то момент из чащи вышли два спиннингиста, и с первых же забросов стали вытаскивать килограммовых щук, причем, так как озеро было очень маленькое, они забрасывали прямо к моим поплавкам. За каких-то полчаса они выловили на двоих не менее десятка хищниц, а у меня не было и поклевки.
Подытоживая, скажу, что самая лучшая снасть для ловли осеннего хищника – та, в которой рыболов полностью уверен и умеет виртуозно с ней управляться. Ведь главное на рыбалке – получать удовольствие от процесса, а улов – это дело второстепенное, хотя, не скрою – приятное!
Читайте также:
Бесподобная фраза 😉